Каталог продукции

Особенности пожаров на воздушных судах

Пожары всегда сопряжены с ущербом. Опасность и количество потенциальных жертв бедствия напрямую зависит от места. Чрезвычайное происшествие в изолированных пространствах, транспорте оставляет людям малые шансы на быструю и безопасную эвакуацию. Для предотвращения таких событий специалисты МЧС, авиакомпаний и наземных служб аэропорта пристально изучают причины возникновения и особенности распространения пожара.

Классификация пожаров ВС

Наиболее пожароопасными узлами в самолете считаются:

  • аккумуляторные батареи;
  • двигатели;
  • вспомогательные силовые установки;
  • кислородные баллоны;
  • оборудование для вентиляции и кондиционирования;
  • баки с топливом и смазочными материалами;
  • гидравлическое оборудование;
  • нагревательные элементы системы противообледенения.

В соответствии с физико-механическими условиями возгорание воздушного судна чаще происходит при посадке и взлете. Температура горения авиационного топлива превышает 1000 °C, алюминий плавится при 660 °C. К этому нужно добавить высокую плотность теплового потока. Живучесть конструктивных элементов часто не превышает 5 мин.

В авиации принято классифицировать пожары по месту возникновения:

  • В разлитом авиатопливе. Истекание топлива из баков усиливает горение. Обшивка фюзеляжа прогорает за 2-3 минуты. Резкое повышение температуры в салоне и кабине судна, выделение летучих отравляющих веществ синтетическими материалами. Опасность также представляет взрыв топливных баков.
  • Внутри фюзеляжа. Возгорания в салоне и кабине вызывают высокую задымленность, однако их действие ограниченно замкнутым объемом. Средняя температура пространства редко превышает 250 ° до тех пор, пока сохраняется целостность обшивки. Характеризуются интенсивным поражением дыхательных путей и слизистых, а также сложностью обнаружения очагов возгорания.
  • Силовая установка. На первой стадии пожар носит локальный характер. Огонь сдерживают противопожарные перегородки. Развитие пожара означает резкое увеличение температуры, как и с топливом 1000 °C в зоне горения. Сопровождается толчками и выбросом топлива.
  • Органы приземления. Пламя появляется при быстром торможении, критической поломке. На шасси и систему торможения также может распространиться пожар от разлитого топлива. Наибольший урон судно получает при разрыве пневматики и гидроцилиндров. Нередко через 6-8 минут загораются магниевые сплавы, тогда температура в зоне горения достигает 3000 °C.

Тушение пожаров

Интенсивная борьба с пожаром с задействованием эффективных средств производится в аэропортах. После выполнения приоритетной задачи, эвакуации пассажиров, на полную катушку задействуется аэродромная пожарная техника. Слаженная работа нескольких расчетов позволяет сбить пламя, охладить фюзеляж и крылья самолета. На борту действуют не менее 2х огнеборцев, оснащенных средствами защиты органов дыхания и глаз. В качестве огнетушащих веществ применяются вода, пена и углекислота.

При принятии оперативных решений специалисты противопожарной службы аэропорта учитывают множество факторов: характер возгорания, температуру воздуха, время суток и направление ветра.

Если судно находится далеко от аэропорта, экипаж вынужден полагаться на систему автоматического пожаротушения и ручные огнетушители. Опытный пилот может предпринять маневр для сдувания пламени с двигателя. После чего следует посадка на ближайший аэродром.

Отправить заявку
Сервисное обслуживание
* — обязательные для заполнения поля