-
Техника для обслуживания воздушных судов
- Тягачи для буксировки ВС
- Машины для заправки ВС питьевой водой
- Машины для обслуживания туалетных отсеков ВС
- Машины для противообледенительной обработки ВС (деайсер)
- Машины для мойки ВС
- Кейтеринговые автолифты
- Автолифты для уборки салона ВС
- Установки воздушного запуска
- Наземные источники питания (НИП)
- СКВ (Системы Кондиционирования Воздуха)
- Техника для обслуживания пассажиров
-
Техника для обслуживания грузов
- Электрические тягачи для буксировки грузовых телег и вспомогательного оборудования
- Ленточные погрузчики багажа
- Ленточные погрузчики багажа с гибкой роликовой системой Roller Track
- Транспортеры контейнеров и паллет
- Перегружатели контейнеров и паллет
- Тягачи для буксировки грузовых телег и вспомогательного оборудования
- Пожарная и спасательная техника
- Техника для содержания аэродрома
Безопасный полет без бортинженера
Экипаж таких авиалайнеров, как Boeing 737 и Airbus А320, включает 2 пилотов и от 3 до 5 бортпроводников. В предшествующих им на российских линиях Ту-154 и гражданских вариантах Ил-76 в кабине управления присутствовали бортрадист, штурман и бортинженер. В обязанности последнего входит контроль работы двигателей, гидравлической и электронной систем, перенастройка оборудования в случае ЧП, устранение неисправностей. Почему гражданские рейсы отказываются от этой должности, и кто отвечает за техническое состояние воздушного судна?
Развитие электроники и автоматизация
Научно-технический прогресс оказывает решающее влияние на авиацию. Развитие бортовых и наземных компьютеризированных систем позволило передать часть функций, за которые отвечал человек, машине. На тех моделях, где устройство предполагает наличие бортового инженера, он есть. В основном это те же Ту-154 или самолеты ВКС РФ.
С высокой вероятностью следующим шагом станет упразднение функций второго пилота. В 2020 Airbus провела испытания самолета с автоматическим взлетом и посадкой. Варианты одноместной кабины пилота уже предложены российской «Объединенной авиастроительной корпорацией» и китайской корпорацией COMAC. Вопрос перехода к пилотированию соло носит не инженерный, а юридический и психологический характер.
Авиационно-техническая база
Возрастает роль наземных служб в контроле технического состояния, ремонте и обслуживании воздушных судов. Крупнейшие авиаперевозчики развивают собственные авиационно-технические базы. Структуре требуются ангарные, производственные и бытовые помещения, лаборатории, предангарные и складские площадки. В АТБ трудятся десятки человек с профильным образованием и знанием английского языка.
Крупные авиационно-технические центры занимаются обслуживанием самолетов не только собственной, но и сторонних авиакомпаний. Здесь как с продажей техники для аэропорта, когда один поставщик может оснащать и обслуживать несколько воздушных гаваней.
Проверок каждый пассажирский самолет проходит множество:
- Рre-flight и Transit check. Включает осмотр самолета на предмет повреждений перед и по завершению рейса, опрос экипажа и загрузку показаний с бортового компьютера.
- Daily check. Проверяется уровень масла, герметичность приводов и трубопроводов. Диагностируются тормоза и замеряется давление в шинах шасси.
- Weekly check. Выполняется раз в 7-8 дней. В сравнении с Daily check добавляются смазка механизмов и проверка аварийно-спасательного оборудования.
- A-check. Включает замену масляных и гидравлических фильтров. Выполняется примерно раз за 500-700 часов налета.
- B-check. Ежеквартальная диагностика основных узлов и агрегатов воздушного судна.
- C-check. Для этого обслуживания самолет необходимо вывести из эксплуатации примерно на 2 недели. Выполняется примерно раз в 20 месяцев. Проверяется функционирование всех устройств. На предмет дефектов исследуется фюзеляж. Убирается коррозия.
- D-check. Интервал проверки – 5 лет. ВС разбирается по частям. Изношенные детали заменяются новыми. Такое обслуживание занимает около месяца.
При техническом обслуживании с многоуровневой системой контроля качества вероятность резкого отказа узлов и механизмов стремится к нулю. Такой тип сервиса с высокими требованиями к квалификации технического персонала, личной ответственностью сегодня является общемировой практикой.